Лучшим архитектором мира признали ремесленника
Вчера жюри самой престижной архитектурной награды мира – Притцкеровской премии – объявило имя лауреата 2009 года. Им стал швейцарец Петер Цумтор (Peter Zumthor) – один из самых загадочных архитекторов современности, считающий себя ремесленником и исповедующий в архитектуре принцип «Не навреди!». Какие же проекты принесли ему самую престижную премию по архитектуре?
Он родился в 1943 году в Базеле. Архитектурное образование получил сначала в родной Швейцарии, а затем в нью-йоркском Институте Пратта. В годы учебы основной упор Петер Цумтор делал на изучение канонов реставрации, постигая свойства различных аутентичных строительных материалов. В 1979 году основал собственное бюро в Хальденштайне. Много преподавал и мало строил, ибо считает, что нет для архитектора большего греха, чем построить здание, которое потом признают ошибкой.
Что и говорить, довольно странная позиция для практикующего зодчего, однако в случае Цумтора она дала поразительные результаты: каждый его объект – не просто штучная работа, в которой все продумано и выверено до мелочей, но воплощенный постулат «Не навреди!». И если рассуждать о том, что такое минимализм в архитектуре, то постройки Цумтора – лучшая иллюстрация данного направления. Этот архитектор своим творчеством доказал: само понятие «минимализм» отнюдь не означает, что всего – материала, пластики, формы, объема – должно быть как можно меньше. Цумтор, можно сказать, вывел идеальные пропорции минималистской архитектуры.
«Каждое свое здание я строю сам от начала до конца, – сказал он в одном из недавних интервью, – и сам несу ответственность за все, что в нем есть, хорошее и плохое. Я верю в целостность своей работы, и я на этом стою. Сейчас мировые архитекторы с именами-брендами работают как производители узнаваемых образов. Но я не поставляю образы, я строю как ремесленник».
Один из самых известных объектов Цумтора – выставочный зал в Брегенце. Это полупрозрачный параллелепипед без окон, в котором архитектор максимально использовал возможности материала (неокрашенный бетон и стекло) и естественного света. Любопытно, что, когда музей уже был построен и готовился к открытию, местные художники утверждали, что он обречен на провал: мол, пространство слишком активно для произведений искусства и, если его не выкрасить в белый цвет, в нем никто не будет выставляться. Директор музея сказал архитектору: «Хорошо, для открытия можно оставить бетон, но потом стены придется выкрасить в белый цвет, потому что художникам нужна белизна». Парадоксально, но позже вопрос о белом цвете уже не поднимался: произведения искусства оказались совершенно в конгениальной среде, в которой ничего не нужно менять.
Полная противоположность объекту в Брегенце – музей «Колумба» в Кельне. Он строился как храм, в котором человека ничто не отвлекает от диалога с произведением искусства, поэтому здесь нет ни кафе, ни традиционных магазинов с сувенирами. Аллюзии с храмом важны еще и потому, что раньше на месте музея была готическая церковь, разрушенная союзниками во время Второй мировой войны. Чтобы возродить старую церковь, Цумтор построил своего рода алтарь – высокое пространство, в котором раскрыл фундаменты эпохи Ренессанса и сохранил руины готической церкви, а совсем в глубине – остатки сооружений римской эпохи.
Совершенно поразительный объект – часовня Брата Клауса. Сегодня вообще мало кто строит культовые сооружения, а для Цумтора это уже второй храм в творческой биографии. Идея сакральности пространства здесь выражена максимально полно и одновременно просто. Интерьер церкви вообще лишен какого-либо декора. Все, что здесь можно увидеть, – это фактурные бетонные стены, постепенно сужающиеся кверху, да просверленные в них многочисленные отверстия, сквозь которые в помещение просачивается солнечный свет. И все это работает настолько мощно, что Цумтор кажется не архитектором даже, а алхимиком, магом, сумевшим заговорить и одушевить эти простые вещи.
Еще одна постройка Петера Цумтора, обошедшая все архитектурные журналы мира, – это павильон Швейцарии на ЭКСПО-2002, проходившей в Ганновере. Площадь, отведенную под экспозиционное пространство, Цумтор заполнил гигантскими деревянными брусьями, которые сложил таким образом, чтобы получился лабиринт. В центре лабиринта были спрятаны несколько высокотехнологичных кубиков – представительств разных швейцарских компаний, но до них еще нужно было добраться. А ключевой идеей было ничего не выставлять напоказ, а создать место, где хорошо и спокойно. Ведь это и есть суть маленькой европейской страны Швейцарии: в ней спокойно, гармонично и оттого невероятно комфортно.
В 2007 году Петер Цумтор возглавлял жюри международного архитектурного конкурса на лучший проект Пермского художественного музея. В одиночку он сумел убедить руководство музея и власти города в том, что второй Гуггенхайм с его вычурной избыточной архитектурой Перми не нужен. «Мне нравится глобализация, потому что благодаря ей я могу узнать мир, но я против такой глобализации, из-за которой весь мир начинает выглядеть одинаково. И я никому никогда не сказал бы: езжайте в Пермь, потому что там есть новый филиал музея Гуггенхайма», – аргументировал он свою позицию.
И с этими доводами было трудно не согласиться, поэтому в результате в конкурсе под чутким руководством Цумтора победили два совершенно разных проекта: стеклянный параллелепипед россиянина Бориса Берлускони и бетонный куб на ножке итальянца Валерио Олджати. Власти долго колебались: то ли объединить проекты, то ли построить не одно большое музейное здание, а два маленьких. Увы, в результате музей вообще не был построен. Видимо, Россия до щепетильности Цумтора пока не доросла. А вот мировая общественность благородного минималиста оценила сполна. И лучшее тому доказательство – премия Притцкера. Официальная церемония награждения лауреата состоится 29 мая в Буэнос-Айресе.
http://sob.ru/issue-24-3544.html
|